Тезисы адмирала Мэйна

Другая политика » Теории геополитики » Тезисы адмирала Мэйна

Адмирал американского флота Мэйн писал в то время, когда Соединенные Штаты еще не стали мировой державой. Запросы американцев тогда были весьма скромными и сводились к простой и точной формуле доктрины Монро: "Америка - американцам". Для осуществления этого проекта Соединенные Штаты должны удалить из своего непосредственного географического окружения державы Старого Света. В 1898 году они заставили уйти Испанию, что дало им возможность контролировать основные острова карибского бассейна - Кубу и Санто-Доминго. Таким образом, Соединенные Штаты изгнали крупную европейскую державу из внутреннего моря, расположенного непосредственно у берегов США. Одновременно они начали завоевание пространства Тихоокеанского региона: захватили Гавайские острова, Филипины и Гуам, а также подходы к рынку с немыслимыми потенциальными возможностями - Китаю с его огромным населением.

Современным наследником Мэйна является Николас Дж. Спайкмен, который развил идею адмирала в своей работе "Американская стратегия в мировой политике" (1942 год). Чтобы обладать силой, отмечает он, следует принять в расчет: 1) территорию, пространство; 2) тип границ (т.е. безопасных границ); 3) количество населения; 4) сырье; 5) экономическое и технологическое развитие; 6) финансовую мощь; 7) расовую однородность; 8) оптимальную интеграцию всех социальных слоев (цель американских демократов - сторонников нового курса); 9) политическую стабильность; 10) национальный дух.

По мнению Спайкмэна, центром истории отныне является не "срединная земля", а "срединный океан", который омывает берега Северной Америки и Западной Европы, т.е. "атлантического сообщества". Это напоминает высказывание: "Тот, кто контролирует Западную Европу, контролирует "серое вещество всего мира"; тот, кто контролирует "серое вещество", т.е. мозговой банк, контролирует "эволюцию истории".

По мнению Спайкмэна, "срединная земля" уступает в значении "срединному океану". "Атлантическое сообщество" отныне является центром мира. Нью-Йорк и побережье США - его нервным центром. И Соединенные Штаты, являясь движущей силой этого атлантического сообщества, имеют безопасные границы - океанский пояс. С учетом этого Великобритания теряет свое значение и превращается в один из американских авианосцев; Франция - лишь плацдармом Америки на случай, если европейский континент вновь станет строптивым. Это незавидное положение Франция приобрела в 1945 году. И только после решительных действий де Голя в 1963 - 1968 гг. Париж избавился от этого унизительного положения. В 1968 - 1973 гг. Франции вновь предоставился шанс стать атлантической державой, отчасти благодаря приходу к власти Миттерана. По логике Спайкмэна, Германия, разделенная на две части, политически не существует и, следовательно, не представляет опасности. Что касается Соединенных Штатов и Канады, то они являются стратегическими резервами, территорией, на которой сконцентрированы заводы, производящие оружие.

Вывод: по мнению Спайкмэна, американская политика должна быть направлена на контролирование всей совокупности окраинных земель путем военных инструментов сдерживания: НАТО, АСЕАН, АНЗЮС и СЕНТО.


Другое по теме:

Понятие народовластия, формы его осуществления и их соотношение
В советское время народ - это историческая общность людей, которая изменяется в соответствии с задачами развития, решаемых обществом в данный период. Сейчас народ совокупность граждан государства. Народ - граждане. Население - все физич ...

Перспективы процесса укрупнения субъектов Федерации
Так нужно ли укрупнение субъектов Федерации? С точки зрения дальнейшего развития государства – жизненно необходимо, причем в достаточно сжатые сроки. Однако происходить оно должно с учетом всей совокупности факторов, оказывающих влияние н ...

Модель классовой структуры общества Гидденса
Для сравнения с марксистской приведем модель классовой структуры общества с рыночной экономикой одного из самых известных современных западных социологов - профессора Кембриджского университета Э. Гидденса. «Мы можем определить классы, - ...