Права человека как политико-идеологическая проблема

Другая политика » Национальные права человека » Права человека как политико-идеологическая проблема

Права человека и защита национальных меньшинств – одна из важнейших проблем предметной области этнополитологии. Она охватывает такие политико-правовые регуляторы этнической жизни, как правовые акты, регламентирующие национальные права личности, национальный характер государства, правовой статус этносов, нормы межэтнических взаимодействий, способы разрешения этнических конфликтов.

В настоящее время всеобщие права человека регламентируются тремя основными международными документами: Всеобщей декларацией прав человека (1948), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966) и Международным пактом о гражданских и политических правах. В своей совокупности эти документы, а также Факультативный протокол (1966) к Декларации именуются иногда как Международный биль о правах. Эти документы ратифицированы большинством государств мира, что придает им характер международного закона.

Всеобщие права человека, зафиксированные в этих документах, исходят из фундаментального принципа равенства всех людей, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного или сословного положения. Права человека формулируются по отношению к государству, при этом основополагающим является убеждение, что государство существует для того, чтобы служить людям, а не наоборот.

Как следует из названий пактов, права человека в международных документах разделены на две категории: а) гражданские и политические; б) экономические, социальные и культурные. Подобное разделение отражает весьма острую идеологическую борьбу, которая велась в последние десятилетия вокруг проблемы прав человека. Дело в том, что на Западе господствует мнение о том, что государство должно нести ответственность лишь за обеспечение гражданских и политических прав своих граждан. Что же касается экономических, социальных и культурных прав, то они многими государствами, и, прежде всего США, не признаются в качестве прав человека вообще. Серьезные разногласия по поводу определения прав человека и привели, в конечном счете, к появлению двух различных пактов. Каждое государство через ратификацию этих документов получило возможность определить свое отношение к ним, а, следовательно, и к проблеме прав человека вообще. Соединенные Штаты Америки, например, до сих пор не ратифицировали Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. С большими оговорками ратифицировали они пакт по гражданскими политическим правам, причем сделано это было лишь в 1992 г.


Другое по теме:

Зарождение института разделения властей
Разделение властей - это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права, стал зарождаться с древнейших времен. Если не учитывать общество при военной демократии, то уже и ...

Российская модель демократизации
Процесс демократизации в России также существенным образом отличается от «классических» моделей. Следует отметить, что, если страны Восточной Европы оцениваются как в целом ориентированные на формирование элементов консолидированной демок ...

Партийные системы в современной России
В развитии многопартийности в России можно выделить два этапа. Первый этап был прерван установлением диктатуры большевистской партии, которая продолжалась немногим менее 70 лет. Изменения в политическом режиме СССР во второй половине 1980 ...