Политические конфликты. Характеристика. Пути разрешения. Общая характеристика концепции политических конфликтов
Страница 1

Другая политика » Проблемы развития конфликтов между ветвями власти » Политические конфликты. Характеристика. Пути разрешения. Общая характеристика концепции политических конфликтов

Политический конфликт – форма проявления взаимоотношений между ветвям власти, ее структурами, политическими партиями, государственными деятелями, профессиональными политиками, между рядовыми гражданами, социальными слоями и группами по вопросам власти, отношения к ней и осуществляемой политике. Конфликт является политическим, если субъекты конфликта выражают и отстаивают свои интересы, реализация которых приведет к «переделу власти». Политический конфликт весьма опасен тем, что может вовлечь в свою орбиту большое количество людей, ведет к нарушению стабильности.Уровень политической стабильности общества зависит от того, насколько конфликт, являющийся непременным условием функционирования политического поля, уравновешивается консенсусом по базовым принципам устройства политической системы. «Без конфликта нет политического развития, без консенсуса нет политической системы» - таково одно из важнейших положений политической науки.

Проблема политического конфликта – наверное, одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами, в общем и о способах их регулирования в частности.

Однако прежде, чем ставить вопрос о регулировании политического конфликта, следует сперва разобраться в его сущности как определенного социального явления. В политологической литературе вопросу о понятии конфликта посвящено значительное количество работ как отечественных, так и зарубежных политологов. Однако, анализируя ее, следует констатировать, что одного более четкого, отражающего все стороны и признаки этого многогранного явления, определения нет. Единое, что присуще всем дефинициям, это указание на наличие более стойкого противоборства, ситуации напряженности, столкновения сторон, идей, сил. Следует отметить, или скорее добавить, что политическому конфликту, в отличие от экономического, социального, этнического, религиозного и др., присуще вынесение этого противоборства на уровень властных отношений, т.е. на более высокий социально–политический уровень.

А. Здравомыслов, анализируя проблематику политического конфликта, отмечает, что под ним следует понимать постоянно действующую форму борьбы за власть в конкретном обществе.

Нечто подобное понимает под конфликтом Б. Краснов, по его мнению, конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, различного рода политические осложнения, борьба враждебных по отношению друг к другу сторон. С точки зрения этимологического толкования понятия конфликта, толковый словарь говорит, что под ним следует понимать столкновение, серьезное разногласие, спор.

Таким образом, угадывается нечто общее, что по мнению политологов присуще политическому конфликту. В свою очередь, хотелось бы предложить следующую трактовку политического конфликта, на мой взгляд, отличную от вышеупомянутых. Политический конфликт – это социально-политическое явление, структурированный процесс, проходящий через определенные стадии, являющийся, по сути своеобразным способом разрешения значащих для сторон политических вопросов, которые являются насущно необходимыми на данный момент социально - политического развития хотя бы для одной из конфронтирующих сторон, урегулирование которых в данных конкретных условиях невозможно никаким иным путем по мнению хотя бы одного из оппонентов. Данная дефиниция политического конфликта отличается от предлагаемых политологами тем, что тут указывается на характер того противоречия, которое лежит в корне конкретного политического конфликта.

Основной целью изучения и вообще актуализации вопроса о политическом конфликте и его сущности является выработка определенной методики, направленной на управление процессом конфликта и в конечном итоге урегулирования. Понимание политического конфликта как способа разрешения той или иной политической ситуации, объективно или искусственно существующей в обществе, а не как традиционно было принято считать до нынешнего времени – противоборства, противоречия, позволяет выработать определенный механизм его регулирования.[[3]] По сути данные два подхода – традиционный и предложенный мною – отличаются тем, что в первом случае мы сталкиваемся с попыткой обосновать как бы правомерность, логичность политического конфликта с точки зрения его внутренней обоснованности. Во втором случае, предложенная мною формулировка и понимание политического конфликта позволяет увидеть в данном явлении форму обличения, одну из форм проявления (закономерной, но далеко не необходимой) этого самого противоречия. Т.е. понимание политического конфликта как внешней формы выражения политической борьбы либо разрешения и урегулирование иных разногласий позволяет, на мой взгляд, выявить возможные, параллельно сосуществующие, иные возможности их разрешения. Понимание политического конфликта не как уже состоявшегося, необратимого явления, процесса, а именно как одной из форм разрешения политических ситуаций, т.е. как ту форму, в которой, по сути и существуют эти политические ситуации по воле субъектов этого конфликта, позволяет как бы подменить одну среду существования на другую, например перевод политического конфликта в правовое русло, т.е. использование права как наиболее значимой социальной ценности, в качестве регулятора отношений конфликта.[[4]] Т.о. перевод уже существующей негативной, дисбалансированной политической ситуации из русла политического конфликта в русло правового действия, правового существования (политический конфликт со свойственными ему методами обмана, иногда запугивания и подкупа, и даже насилия, переходит в иную плоскость, которая подпадает под действие права со свойственными ей морально-правовыми методами) и является по сути единственным приемлемым как для мирового сообщества в целом, так и для отдельно взятого государства способом регулирования политических конфликтов. И данный перевод политического конфликта из одной плоскости в другую возможно осуществить лишь с помощью правового регулирования тех политических напряженностей, которые существуют в обществе.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Начало «холодной войны» и борьба Запада и СССР за влияние в Венгрии
Как уже указывалось, большую роль в поддержке компартии Венгрии сыграл Советский Союз. Вообще мнение стран-победительниц играло большую роль в определении политики венгерских партий. Как отмечал М. Сабо, «события разворачивались в исключи ...

Совет объединенного дворянства.
Постоянный совет объединённых дворянских обществ (1906-17), исполнительный орган реакционных организаций дворянства России. Создан 22 мая 1906 при поддержке царского правительства в период Революции 1905-07 для консолидации классовых сил ...

Семилетняя война (1756 – 1763гг.)
Россия приняла активное участие в Семилетней войне с Пруссией (1756 – 1763гг.). Усилившаяся Пруссия при Фридрихе II оказывала возрастающее давление на своих соседей, стремясь к территориальным захватам. Возникла угроза интересам России. П ...