Правовое положение Горно-Алтайской автономной области и его развитие.
Страница 3

Другая политика » Республика Алтай - субъект Российской Федерации » Правовое положение Горно-Алтайской автономной области и его развитие.

Следует отметить, что из законодательного закрепления этого положения с необходимостью не вытекало, что эти нормы реализуются на практике. История Российского государства сотни раз подтверждает факты, когда написанный текст закона на бумаге, так и оставался не реализованным. Это извечная проблема не только России, но и многих других государств. Можно хотя бы привести пример по вопросу представительства Горно-Алтайской автономной области в органах государственной власти РСФСР и СССР в конце 80-х годов 20 века. Известно, что Конституция СССР 1977 года провозглашала равенство наций и народностей, гарантировала им это равенство. Одной из твердых гарантий являлось то, что она устанавливала для автономных областей твердые нормы представительства в высшем органе государственной власти СССР, невзирая на их величину и численность населения. Отсюда, несмотря на то, что население автономных областей по количеству не равновеликое, оно пользуется одинаковым правом в смысле представительства в высшем органе государственной власти СССР: каждая автономная область по национально-автономным округам избирает по пять народных депутатов СССР и еще избирает народных депутатов по территориальным округам.(ст.110 Конституции СССР 1977 года, ст.4 закона “О Горно-Алтайской автономной области”.)

Особенно несправедливое положение создалось с представительством автономных областей в Верховном Совете РСФСР. Так, в соответствии со статьей 105 Конституции РСФСР 1978 года и закона “О выборах в Верховный Совет РСФСР” депутаты избирались по округам с равной численностью населения - от 150 тысяч населения один депутат[63]. В соответствии с этой нормой представительства в конце 80-х годов на последних выборах в Верховный Совет РСФСР от Горно-Алтайской и Еврейской автономной областей избраны по одному депутату, от Карачаево-Черкесской и Адыгейской автономных областей - 2, от Хакасской автономной области - 3 депутата[64]. В этой связи вполне можно согласиться с мнением профессора С.С. Тюхтенева, о том что возникает парадокс: РСФСР, ее высший орган государственной власти должен быть ближе, доступнее и роднее автономной области. А в действительности, наоборот - во всесоюзном органе депутатов от автономной области больше[65].

Особенность статуса автономной области также заключалась в том, что основные его положения формулировались автономной областью совместно с союзной республикой, в состав которой она входила. Правовой статус автономной области закреплялся в Законе об автономной области. Проект этого закона вносился Советом Народных депутатов автономной области на утверждение Верховного Совета союзной республики, который принимал данный закон. Такое положение означало, что в окончательной форме объем полномочий автономной области, ее правовое положение определялись союзной республикой. Именно на этой основе Верховный Совет РСФСР 2 декабря 1981 года принял 5 законов соответственно о каждой автономной области, имеющееся в России: Об Адыгейской, Горно-Алтайской, Хакасской, Карачаево-Черкесской и Еврейской автономных областях. Каждый такой закон подробно урегулировал статус соответствующей автономной области. Правовой статус Горно-Алтайской автономной области был урегулирован Законом РСФСР от 2 декабря 1981 года “О Горно-Алтайской автономной области в РСФСР”.

Следует отметить, что все законы структурно и текстуально совпадали, естественно учитывались национально-культурные, исторические, географические особенности каждой из них. В каждом законе об автономной области устанавливалось, что в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР правовое положение автономной области определяется данным законом, а также иными законодательными актами СССР и РСФСР (ст.2.). В законе “О Горно-Алтайской автономной области” подробно была закреплена компетенция Совета народных депутатов: здесь были сформулированы полномочия автономной области более чем в 20 сферах государственной деятельности, а также права его исполнительного комитета.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Демократический политический режим: основные черты и типы
Утверждение демократии и демократических социальных порядков в настоящее время является по сути дела универсальным лозунгом политических партий и движений любого типа. Но при этом понимание демократии каждой партией или движением может су ...

Национализм
Нация - это устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе общности экономической жизни, территории, языка, однородности национального характера, проявляющегося в единстве и национальном своеобразии ее культуры. В развивающ ...

Сословная монархия
В самый ранний период феодализма каждый феодал-сеньор был государем на своей земле. Феодал был военным человеком, все его вассалы - бароны ж рыцари - были обязаны по призыву являться к нему на военную службу. Закованная в стальные доспехи ...