В начале 20 века в результате революционных событий под влиянием факторов идеологического, политического, национального, географического характера, произошло радикальное изменение территориального устройства Российского государства, были основаны автономные образования как субъекты федерации, построенные на национальной автономии. Их правовой статус нашел свое закрепление в Конституции РСФСР 1978 года. Последующие изменения территориального устройства России были закреплены в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 годов.

Значительное изменение конституционно-правовой природы автономных образований связано с реформированием экономической и политической систем Российского государства и становление некоторых институтов демократии на рубеже 80-х, 90-х годов, что привело к изменению правового положения национально-территориальных и административно-территориальных образований в России.

Федеративный Договор от 31 марта 1992 года, а в последующем и Конституция Российской Федерации, учредили федеративные отношения, равноправными субъектами которых стали республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Особое положение среди них заняли республики в составе Российской Федерации, чей правовой статус был определен Конституцией Российской Федерации 1993 года как государств в составе Российской Федерации (ч.2.ст.5.).

Несмотря на то, что сегодня многими учеными ведется активная исследовательская работа в области федеративных отношений в России и, в частности, исследование вопросов о статусе субъектов Российской Федерации, динамично развивающиеся новые федеративные отношения требует глубокого их переосмысления и анализа с целью выработки новых подходов для решения возникающих проблем. Это осуществляется известными российскими конституционалистами, такими как Р.Г. Абдулатипов, С.А. Авакьян, Л.Ф. Болтенкова, Б.С. Крылов, В.А. Кряжков, Н.А. Михалева, В.В. Невинский, И.А.Умнова. Эту тематику затрагивали в своих работах Н.В. Варламова, Д.Л. Златопольский, В.Г. Ермаков, В.В. Иванов, О.Е. Кутафин, Д.А. Керимов, В.О. Лучин, М.А. Митюков, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев. Представляются актуальными и интересными работы А.В. Безрукова, С.В. Вавилова, Г.В. Дегтева, М.С. Джунусова, Д.А. Ивайловского, Т.С. Иванова, Л.М. Карапетяна, А.Н. Кима, Д.Н. Миронова, И.Ш. Муксинова, А.С. Пиголкина, В.К. Самигуллина, С.С. Собянина, О.В. Хышиктуева, С.М. Шахрая, В.И. Чистякова, Э.С. Юсубова.

Защищена докторская диссертацияВ.К. Самигуллина на тему “Конституционное развитие Башкирии” (М., 1998 г.). Нынешний директор Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия Э.С. Юсубов защитил кандидатскую диссертацию на тему “Республика – субъект Российской Федерации” (ТГУ, 1997 г.). На тему “Конституционно-правовой статус Республики Бурятия и пути его совершенствования на современном этапе” защитил кандидатскую диссертацию в 2001 году Д.А. Ивайловский. Защищены и готовятся другие работы по правовому статусу республик в составе России.

В предлагаемой работе исследуются история формирования конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации, на примере Республики Алтай в сравнении с правовым положением других субъектов в составе Российской Федерации. Также рассматриваются юридические особенности федеративных отношений, имеющееся между Российской Федерацией и ее субъектами; взаимоотношения, складывающиеся между самими субъектами России; некоторые конституционно-правовые признаки республик в составе Российской Федерации - все это на примере Республики Алтай.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Введение.
Любое организованное общество существует на определенной территории, функционирование и безопасность которого регулируется государством. Однако неприкосновенность, целостность и безопасность территории страны могут быть обеспечены лишь в ...

Модели (типы) политической социализации
На основе характера ценностей и норм, предписывающих индивиду определенные образцы политического поведения, можно выделить несколько типов политической социализации. 1. Гармонический тип. Он предполагает наличие однородной культурной сре ...

Конфликты в законотворческом процессе
В соответствии с Конституцией РФ (статья 105) конфликтная ситуация, возникающая из-за отклонения Советом Федерации проекта закона, принятого Государственной Думой, разрешается следующим образом: палаты могут создать согласительную комисси ...