Для Ж.-Ж. Руссо общественный договор - способ интеграции общей воли. В его трактовке основная задача общественного договора - "найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде". Раз государство, рассуждает философ, возникло в результате договора, то за народом остается право расторгнуть невыгодный договор и создать такую форму ассоциации, которая соответствовала бы его интересам. Естественным способом выражения воли гражданина Ж.-Ж. Руссо считал прямую демократию.
Итак, лишив государство Божественного ореола, обосновав право народа на изменение государственной власти, политическая теория дала в руки борцов с абсолютизмом веские аргументы. Не менее плодотворной для грядущих политических изменений была теория разделения властей, первоначально предложенная Дж. Локком. Честь ее детальной разработки принадлежит французскому философу Ш.Л. Монтескье (1689-1755). Власть, утверждает мыслитель, должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан, и достигнуто это может быть при условии разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.] Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, учреждения или сословия неминуемо ведет к злоупотреблениям и произволу. Более того, считает Ш. Монтескье, власти должны обладать специальными полномочиями, чтобы они сами ограничивали и сдерживали друг друга. Нужен такой порядок, указывал он, при котором "одна власть останавливает другую".
Триада Монтескье (законодательная, исполнительная, судебная власти) стала классической формулой будущего конституционализма.
Реализацией баланса сил в государстве могут быть разные формы правления. В основном своем труде "О духе законов" Ш.Л. Монтескье выделяет три типа правления - республику, монархию и деспотию, - каждый из которых связан с образом жизни народа, с климатом, с размерами государства.
Сформулированные Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье положения о разделении властей, о праве как фундаменте свободы личности, ставшие основой теории демократии, разрабатывались впоследствии А. Токвилем, "отцами-основателями" США - Дж. Мэдисоном, Т. Д.жефферсоном.А. Гамильтоном. Предложенная Дж. Мэдисоном модель федеральной республики с равноценными ветвями власти, с соответствующим механизмом сдержек и противовесов обеспечили эффективность и стабильность американской политической системы.
Кризис, вызванный Великой французской революцией 1789 г., дал могучий импульс развитию политической мысли XIX столетия. Все наиболее значительные политические течения - либерализм, консерватизм, радикализм, социализм - ведут свое происхождение из этого кризиса. Философские достижения немецкого идеализма (И. Кант, Ф. Шиллер, И.Г. Фихте и, прежде всего, Г.Ф. Гегель) также испытали на себе могучее влияние французской революции. Историко-философские концепции первых десятилетий XIX столетия оказали настолько глубокое влияние на политическую мысль, что на определенное время оттеснили на задний план рационалистическое учение о естественных правах просветителей Х1Х-ХХ столетий. История была представлена как диалектический процесс, который развивается по восходящей линии, при этом возможно не только понять законы истории теоретически, но и практически изменить сам ход исторического процесса ("Философы только разным способом объясняли мир, речь идет о том, чтобы изменить его" - К. Маркс).
Другое по теме:
Завершение демаркации российско-китайской границы.
Соглашение между правительствами РФ и КНР о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек было подписано в ходе визита президента РФ Бориса Ельцина в Китай, который прибыл в КНР дл ...
Сущность категории политического сознания
Политическое сознание - одна из основных форм общественного сознания. Она возникает с появлением государства и политической организации общества. Политические идеи древних мыслителей (Платона, Аристотеля, и других) обосновали необходимост ...
Внутренне самоуправление национальных меньшинств
В качестве компромиссного варианта международное сообщество пришло к признанию права меньшинств на внутреннее самоопределение, т.е. самоопределение, не ведущее к независимости. Международно-признанными границами внутреннего самоопределени ...