Политическое лидерство
Страница 3

Другая политика » Личность в политике » Политическое лидерство

· функциональный;

· дисфункциональный;

· конформист (приспособленец);

· неконформист.

Собирательные образы лидера выделил М. Дж. Херманн.

1. Знаменосец, или великий человек. Его отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, "мечта", способная увлечь массы (В. И. Ленин, М. Л. Кинг, Хомейни, Ш. де Голль).

2. Служитель. Лидер этого типа всегда стремится выступить в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

3. Торговец. Лидер этого типа способен настолько привлекательно преподнести массам свои идеи и планы, что заставляет "купить" эти идеи и привлекает массы к их исполнению.

4. Пожарный тип лидера. Ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией.

В чистом виде в реальной жизни образы лидеров обычно не встречаются, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

Кроме того, выделяют следующие типы лидеров :

· лидеридеолог и лидерпрагматик;

· лидер"лев" и лидер"лис";

· реалист, фанатик и романтик;

· лидерпопулист.

Российский исследователь Н. Плешаков предложил типологию лидерства с точки зрения национальноэпических архетипов. Он считает, что Сталин Георгий Победоносец, Хрущев Иванцаревич, Брежнев Емеля.

Важнейшим аспектом исследования лидерства является анализ функций лидера.

Основные функции лидера должны быть следующими:

1. Интеграция общества, объединение масс.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений.

3. Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония и произвола.

4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи.

5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей.

6. Легитимация власти, политического строя.

Крайней, максимально завышенной оценкой функции и роли политического лидера, является культ личности. Он выступает закономерным следствием и одной из предпосылок тоталитарного строя, хотя встречается и в авторитарных, и в демократических государствах. Для того, чтобы политические лидеры избежали культа личности, коррупции, деспотизма и иных пороков власти, нужны определенные гарантии. "Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно", говорил английский историк Эктон.

Условиями предотвращения превращения власти в деспотизм могут быть следующие:

Полная гласность, свобода слова. Отсутствие монополии какой-либо группы на средства массовой информации; наличие альтернативных органов СМИ; исключение преследования инакомыслящих. Сильная оппозиция, политический плюрализм. Последовательное проведение разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Открытость лидеров и руководящих политических элит для рекрутирования и общения с массами. Строгое соблюдение законности, демократических процедур.

Таким образом, важнейшими условиями эффективного политического руководства обществом является качество элиты, совершенствование системы отбора лидеров и повышение политической активности масс.

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

Понятие политической партии, ее сущность. Генезис политических партий. Понятие политической партии
Политическая партия - это общественная группа (организация), связанная идеологической общностью, имеющая определенную социальную базу и стремящаяся к обладанию политической властью или участию в ее осуществлении [9.С.209.]. ...

Политические элиты в современной России
В последнее время все чаще ставится и обсуждается вопрос о природе и характере изменений правящей элиты в российском обществе. До конца 80-х годов советская элита занимала господствующее положение в нашей стране. Отличительной чертой сов ...

Понятие политической коммуникации и средств массовой информации
Одним из важнейших факторов социально-политической действительности является общение людей и передача ими друг другу информации с целью достижения взаимопонимания. Коммуникация (от лат. сommunicatio – делать общим, общаться), т.е. общение ...