Кальвин и его учение

Другая политика » Политическая мысль в средние века » Кальвин и его учение

Одним из крупнейших деятелей реформации был Жан Кальвин. Покинув Францию, где протестантов жестоко преследовали, он в 1536 г. обосновался в швейцарском городе Женеве, ставшем центром кальвинистской реформации. Кальвин учил, что всеведущий бог еще до сотворения мира одних людей предназначил к «спасению», т. е. к райскому блаженству, а других к «погибели» — мукам ада. Он разъяснял: если человеку в его делах сопутствует успех, значит, бог помогает своему избраннику, перед которым раскроются ворота рая. Если же человека преследует неудача, это свидетельствует о немилости божьей, ведущей неудачника к погибели в аду.

Таким образом, выходило, что человек достигает богатства лишь в силу оказанной ему богом помощи. Это означало, что верующий не должен осуждать богача, жаловаться на свою обездоленность, так как это было бы равносильно спору с самим богом. Подобное учение подавляло и сковывало протест угнетенных, делало их смиренными и покорными.

От каждого Кальвин требовал жизни, достойной рая. Такая жизнь определялась заветом: «Молись и работай!» Последователи Кальвина отказывали себе в отдыхе и развлечениях. Их зачастую отличала поношенная одежда и стоптанная обувь. Вскоре они получили прозвище пуритан (от латинского «пурус» - чистый) - ревнителей чистой жизни.

Женева времен Кальвина жила размеренной жизнью. С девяти часов вечера во всех окнах гас свет, никто не смел, появляться на улицах. Если при обыске в доме обнаруживали кусок кружев, шелковую ленту или книжку стихов, виновных ждало наказание. Музыка и смех не нарушали мрачной тишины города, угрюмый облик которого подчеркивали темные одноцветные одежды жителей.

Жестокая кара и даже смерть постигали тех, кто дерзал оспаривать учение Кальвина в покорной ему Женеве. Жан Кальвин ясно понял и отразил в своем учении стремление и интересы богачей XVI в. купцов, банкиров, организаторов мануфактур, которые сколачивали свои состояния, используя все средства наживы, разрушая цехи и гильдии, разоряя тысячи мелких ремесленников и торговцев.

Кальвин выдвигал и политические идеи. Он учил, что государи поставлены богом над народами в наказание за людские грехи, и разъяснял, что бог может вразумить народных представителей обойтись без монарха и, взяв власть в свои руки, они совершат угодное богу дело. Таким образом, в XVI и XVII вв. передовые силы формирующейся европейской буржуазии нашли в своей борьбе против феодализма могучее идейное оружие в кальвинистской реформации. Под ее знаменем буржуазия одержала победу в двух революциях; нидерландской революции XVI в. и Английской буржуазной революции середины XVII в.


Другое по теме:

Проблемы международного терроризма
В последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений. Эта трансформация обусловлена, по-нашему мнению, следующими причинами: В ...

Теоретическое осмысление и типология политических конфликтов
Понятия «конфликт» рассматривали с разных точек зрения. Специалисты-словесники истолковывали его как столкновения противоположных сторон, мыслей, сил, серьезные разногласия, острый спор. Социологи характеризовали как высшую стадию развити ...

Функции политических лидеров
Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, ...