Один из важнейших принципов федерализма - автономность, самоуправляемость всех субъектов.
Федерацию можно определить по следующим признакам:
1) наличие двухпалатного парламента (обе палаты равноправны);
2) на основе общей конституции каждый субъект создаст свою конституцию;
3) двойное гражданство;
4) единая система прав граждан, хотя субъекты могут иметь свои подсистемы;
5) единая судебная система (субъекты могут иметь свои подсистемы);
6) единая валюта;
7) единая охрана границ.
Что касается полномочий федерального правительства, то они заключаются в принятии и изменении конституции, обеспечении прав и свобод граждан, защите суверенитета и территориальной целостности, определении стратегии экономического развития, управлении энергетикой, транспортом, обороной, выработке и осуществлении внешней политики, регулировании конфликтов между субъектами. При возникновении чрезвычайных ситуаций в субъектах (стихийные бедствия, массовые беспорядки) федеральные власти имеют право вмешиваться в их внутренние дела.
Выделяются также и своеобразные, довольно аморфные образования, такие как, например, конфедерации (лат. con foederatio - союз). Сразу подчеркнем, что это не единое государство, а союз равноправных государств. Участники такого образования сохраняют основную часть своих государственных прерогатив, оставаясь фактически, юридически и политически самостоятельными. Координируются, как правило, лишь внешнеполитические действия (дипломатия, оборона). За государством - членом конфедерации сохраняется право выхода из ее состава в любой момент. Центральное правительство зависит от правительств субъектов конфедераций и существует за счет более или менее добровольных взносов. Можно утверждать, что главное отличие федерации от конфедерации состоит в том, что федеральный центр вправе принимать решения, затрагивающие всех субъектов и граждан, а конфедерация, будучи союзом государств, таким центром не располагает.
Конфедерации встречаются относительно редко и, как правило, либо предшествуют образованию федерации, как, например, США и Швейцария, либо распадаются, ибо между государствами не удается установить взаимовыгодных и развивающихся связей. Так, созданная Сенегалом и Гамбией в 1982 г. конфедерация Сенегамбия распалась в сентябре 1989 г.
Своеобразным объединением государств можно назвать Европейский союз, включающий 15 западноевропейских государств, уже сейчас имеющий элементы федерации. Маастрихтские соглашения 1992 г. поставили вопрос об учреждении единого европейского гражданства, о создании единой финансовой и денежной системы, об общих действиях в образовании, культуре, здравоохранении, об унификации законодательства в области труда и социальной защиты населения. Расширяются права Европарламента, избираемого прямым всеобщим голосованием. То есть фактически речь идет о создании “Соединенных Штатов Европы”.
После распада СССР 12 государств создали СНГ - Содружество Независимых Государств, союз суверенных государств, координирующий свою деятельность в различных областях. Основой такого государственного образования является общность языка, элементов культуры, традиций, экономической жизни, историческое прошлое. Однако СНГ не является устойчивой и эффективной формой, поэтому отдельные государства создают “Союз четырех”, “Союз двух”.
Опыт развития Европейского союза - свидетельство того, что интеграция возможна лишь на основе экономических преобразований и постепенной реализации принципов федерализма.
Такие формы правления и административно-территориального устройства оказывают влияние на строение и функционирование всех ветвей власти.
Другое по теме:
Понятие и современные теории элит
Политическая элита – внутренне сплоченная, составляющая меньшинство социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциало ...
Классификация политических партий
В политической науке широко распространена предложенная М. Вебером классификация этапов в истории становления политических партий: а) аристократические кружки (котерии); б) политические клубы; в) массовые партии.
Такая классификация, дей ...
Внешняя политика Арабской Республики Египет в контексте развития межарабских связей в XX–XXI веках
В начале XXI в. внешняя политика Арабской Республики Египет (АРЕ) продолжает оставаться многовекторной и весьма активной. Наряду с решением проблемы арабо-израильского урегулирования, власти «страны пирамид» уделяют большое внимание ситуа ...