Этничность и глобализация - противоречие между теорией и практикой

Другая политика » Глобализация и этносоциальная эволюция » Этничность и глобализация - противоречие между теорией и практикой

Что обозначают теперь такие понятия, как «культура», «общество»? Раньше они привязывались к определенной территории, к политическим границам. А теперь? «Где начинается и заканчивается турецкое общество? – задается вопросом Дж. Комарофф. – На границах Турции или в Берлине, где живут и работают десятки тысяч турецких рабочих? Что представляет собой культура сельскохозяйственных рабочих, проводящих полгода в Мексике, а полгода в США?» В этой связи Э. Смит задает резонный вопрос: «Можно ли представить время, когда на смену не только этническому национализму, но и национальным государствам, национальным идентичностям и национализму как таковому придет космополитическая культура и наднациональное правление?» Анализируя позиции тех исследователей проблем национализма, которые рассматривают его в контексте глобализации, он отмечает, что они предрекают, во-первых, неизбежный упадок «национального государства», во-вторых, замену национализма и, в-третьих, преодоление этничности. Но вместе с тем имеются и свидетельства того, что именно сегодня этнонациональная организация становится всё более важным каналом для индивидуальной идентификации и солидарности. Этнонациональные движения политически активны и к тому же служат основой для формирования культуры. Имеет место не преодоление этничности, а возрождение «этнических уз самими процессами глобализации». Более того, события последнего десятилетия XX в. позволили Э. Смиту высказать мнение об очевидном «глобальном этническом возрождении».

Действительно, пока мы наблюдаем не формирование новых глобальных идентичностей, не замещение и преодоление этничности «наднационализмом», а явную актуализацию этничности и плюс к этому усиление регионализма. Не случайно в последние годы все чаще говорят о «Европе регионов». Правда, процессы глобализации приводят к формированию новых трансграничных регионов, или «еврорегионов», которые формируются на стыке прежних государственных границ. Примером таких «еврорегионов» можно назвать разделенный город. Хапаранд/Торнио на границе Швеции и Финляндии, еврорегион Нейсе-Ниса-Нысса на стыке границ Чехии, Польши и Германия или планируемый регион «Карелия» по обе стороны российско-финской границы. Все эти регионы имеют прочные исторические и этнические основания для своего возникновения и призваны главным образом устранить искусственные и ненужные барьеры между естественно тяготеющими друг к другу территориями.

Развитие сотрудничества между родственными народами и государственными институтами стран, где они проживают, в последние годы действительно существенно расширилось, обрело своеобразные организационные формы и стало способом развития и расширения интеграционных процессов в Европе. Одновременно весьма показателен тот факт, что за 50 лет интенсивной европейской интеграции все еще не сложилось достаточно условий для того, чтобы можно было говорить об общеевропейской культуре или общеевропейской идентичности, хотя элементы и того, и другого, безусловно, существуют.


Другое по теме:

Тезисы адмирала Мэйна
Адмирал американского флота Мэйн писал в то время, когда Соединенные Штаты еще не стали мировой державой. Запросы американцев тогда были весьма скромными и сводились к простой и точной формуле доктрины Монро: "Америка - американцам&q ...

Государство в России (устройство гос-ва)
Росси́я (Росси́йская Федера́ция) — государство, расположенное в Евразии (восточной части Европы и в северной части Азии). Самое большое по площади государство мира Большая часть населения проживает в городах — 73,1 %. Русск ...

Секуляризация власти, форма правления и разделение властей
С помощью концепции договорного происхождения политической власти Гоббс развивал идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание. Договорное учение о государстве было направлено против феодально-теологических трактово ...