Искусство политики, управления государством в индийском брахманизме и в китайской политической мысли (конфуцианство, даосизм, легизм)
Страница 7

Другая политика » Искусство политики, управления государством в индийском брахманизме и в китайской политической мысли (конфуцианство, даосизм, легизм)

Подобная критика крайних легистских представлений о насилии как единственном способе и средстве управления сочетается в учении Хань Фэя с попыткой наряду с наказательным законом учесть роль и иных регулятивных начал и принципов. Поэтому он, обращаясь к воззрениям даосистов и конфуцианцев, стремился к определенному сочетанию некоторых их идей с легистскими представлениями.

Ряд суждений о необходимости изменений законов в соответствии с изменившимися требованиями времени имеются в легистской работе "Рассматривать все по нынешнему времени". "Любой закон прежних правителей, - подчеркивал автор этого трактата, - был необходим в свое время. Время и закон развиваются не Одинаково, и, пусть старые законы дошли до нас, все же копировать их нельзя. Поэтому следует выбирать из готовых законов прежних правителей (что нужно) и брать за образец то, чем они руководствовались при выработке законов".

Попытки исторического подхода к закону придавали легистской концепции в целом большую гибкость и содействовали ее приспособлению к нуждам политической практики и законодательного процесса. Одновременно, как мы видели, предпринимались попытки легистской переинтерпретации ряда идей даосизма и конфуцианства с целью использовать все идеологически влиятельные и регулятивно значимые концепции управления в интересах бюрократически-централизованной власти.

В результате всех этих усилий уже ко II в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления сыграл значительную роль во всей последующей политической истории Китая.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Другое по теме:

Взгляды западников (Герцен, Бакунин, Белинский)
Западники - представители одного из направлений русской общественной мысли1840 - 50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие ...

Политическая социализация: сущность, этапы, факторы
Политическая же социализация имеет в политологии несколько трактовок. Приведем наиболее типичные: 1. Политическая социализация - это процесс включения индивида в политическую систему. (Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. ...

Эволюция политического строя стран северной Европы в первой половине XX столетия
Североевропейский регион, в состав которого входят Скандинавские страны (Швеция, Дания, Норвегия и Исландия) и формально нескандинавская Финляндия, представляет собой в наши дни одну из наиболее развитых во многих отношениях частей нашей ...