Рассмотрим процесс формирования наций в различных исторических и социально-политических условиях. В основе многих современных наций, как уже говорилось выше, лежит территориальная общность, объединившая в своем составе несколько этнических групп. Однако это далеко не единственный способ нациестроительства. Формирование наций может происходить и внутри полиэтнических государств как следствие дискриминации по этническому и религиозному признаку. Так, в частности, шло формирование наций в Австро-Венгерской и Оттоманской империях. В этих государствах одна этническая группа была политически доминирующей, а остальные рассматривались как подчиненные. По отношению к ним (чехи, словаки, украинцы в Австро-Венгрии, болгары, сербы и др. в Оттоманской империи) осуществлялись различные дискриминационные меры — преследовались языки и культура, ограничивалось или не допускалось вовсе участие в политической жизни, колониальному грабежу подвергались территории, на которых проживали эти этнические общности, имели место религиозные притеснения и т.д.
Осознание своего неравноправия порождает у дискриминируемых общностей интересы, отличные от интересов страны, в состав которой они вошли по тем или иным причинам. Это не может не привести дискриминируемый этнос (этносы) к борьбе за свои права, в ходе которой и происходит формирование нации. Большое влияние на процесс формирования наций в обществах, где еще сохраняются сильные пережитки родоплеменного деления, может оказывать трайбализм (трибализм) - межплеменная рознь, стремление некоторых племен к отделению, обособлению. Трайбализм — серьезное препятствие на пути этнической и национальной консолидации, создания единой государственности, а, следовательно, и формирования нации. В этом смысле полезно сослаться на опыт бывших колониальных государств, для которых одной из серьезнейших проблем является трайбализм, как неразвитое состояние государственной нации, фрагментация населения по племенному и территориальному признакам и доминирование локального сознания над общегражданским, приоритет локальных интересов над государственными. Незрелость наций в этих государствах ведет к многочисленным проблемам, в том числе и к кровопролитным межэтническим столкновениям, к угрозе самому существованию государств. Подобное явление имеет место в некоторых государствах Средней Азии, возникших в результате распада СССР.
Сложным и неоднозначным был процесс формирования наций на территории нашей страны. К моменту крушения царской России на ее территории еще не сложилось единой общероссийской нации, хотя такой процесс, безусловно, шел. Россия никогда не была чисто русским государством. К февралю 1917 г. многие народы (мерь, весь, мещера, десятки других финно-угорских племен, некоторые народы Сибири) находились в составе России уже несколько столетий, органично вошли в состав русской нации, которая постепенно приобретала характер российской. Совместная жизнедеятельность в рамках единого государства неизбежно вела к образованию единой нации по западноевропейскому типу. Но для России характерна и имперская модель образования наций. В частности, по такому пути шло формирование украинской и белорусской наций. Как известно, украинцы и белорусы вместе с русскими составляли некогда единый древнерусский народ и государство (Киевская Русь). Формирование их в качестве самостоятельных народов началось после татаро-монгольского нашествия в составе Польши и Великого Литовского княжества. Процесс этот завершился в основном в конце XV — начале XVI в. Возвращение украинцев и белорусов в состав Российского государства началось в середине XVII в. и не было единовременным актом. Вначале в состав Московского государства вошла Левобережная Украина. Правобережная Украина и Белоруссия еще долгое время продолжали находиться в составе Речи Посполитой. Частью Российского государства они стали в XVIII в. в результате разделов Польши, но и после этого продолжали испытывать сильное влияние польской культуры и католицизма. Разность исторических судеб, культурные и религиозные отличия, естественно, тормозили процесс внутренней консолидации трех славянских этносов, осознание ими своего национального единства, положили начало формированию самостоятельных этносоциальных общностей в рамках единого государства.
Другое по теме:
Политические идеологии современности
Среди основных идеологических течений в современном мире следует выделить следующие:
-либерализм, сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий с ...
Общее и особенное в истории русского и западного
феминизма
В истории русского и западного феминизма было немало общего.
1) У истоков женского движения в России стояли жительницы столичных городов, представительницы обеспеченных слоев. Например, М.И. Вернадская происходила из зажиточной городской ...
Типология политического лидерства. Традиционное лидерство
Одним из обобщающих критериев типологии политических лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этими критериями американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лиде ...