Конфликты могут возникать также и между различными составляющими внутри самой правящей группы. Правящая элита неоднородна по своему составу, и различные ее фракции, имея ряд общих интересов, могут вступать в борьбу между собой по конкретным вопросам политики. Подтверждением того, что такие конфликты нередки в политической жизни, являются «дворцовые» и правительственные перевороты, которые происходили и происходят в различных странах мира.
В многонациональных сообществах в состоянии конфликта весьма часто оказываются различные этнические, национальные и конфессиональные группы. Сами по себе такого рода конфликты есть, как правило, превращенная форма столкновений из–за экономических, материальных, территориальных, духовных или иных интересов. Однако это одна из самых тяжелых и трудноразрешимых разновидностей конфликтов. Наконец, конфликтующими сторонами очень часто оказываются такие субъекты политических отношений, как народы, государства и их правительства. В этих случаях причиной конфликтов, как правило, являются непримиримость территориальных, экономических, национальных и иных интересов.
Политические процессы на базе конфликта – революция, мятеж, восстание, гражданская война – обладают различным радиусом действия и преобразовательными возможностями.
Революции, восстания, контрреволюции в сфере отношений господства и подчинения приводят к смене правящего социального класса; в сфере власти – к смене правящей группы путем использования средств насилия по отношению к прежним привилегированным группам.
Политические перевороты – государственные или «дворцовые», путч, военный заговор – приводят к изменениям в центре, принимающем политические решения. Политические перевороты осуществляются, как правило, путем использования непосредственного политического насилия. Политические перевороты есть внезапная и неконституционная смена правящих элит, которая сама по себе не сопряжена с какими-либо глубокими переменами в общественных отношениях.
Конфликты несут серьезную угрозу стабильности общества. В них содержится множество деструктивных моментов: они порождают насилие и разрушения, ведут к инерции мышления, его обеднению (оно оказывается нацеленным только на победу одной стороны над другой). Однако конфликты выполняют и позитивные функции. Прежде всего, противоречия, вызывающие конфликт, являются основой развития, источником нового; они привлекают внимание к проблеме, которой прежде не уделялось достаточно внимания; предотвращают стагнацию как внутри отдельных стран, так и на международном уровне. Стимулируя поиск решения назревшей проблемы, они активизируют творческий потенциал сторон, способствуют развитию соревновательности, заставляют искать неординарные подходы и решения, которые нередко в дальнейшем используются в аналогичных ситуациях. Вот почему разрешение противоречий мирными средствами может помочь в предотвращении более серьезного конфликта. На этом основании иногда делают вывод о позитивной функции не противоречия, а именно конфликта, что не совсем верно, поскольку конфликт предполагает определенный способ разрешения противоречий - силовой, нацеленный на победу одного и проигрыш другого. Точнее говорить о позитивной функции противоречий в конфликте.
Конфликт препятствует застою и окостенению социальной системы. Постоянное разрешение конфликтов вызывает обновление и прогрессивное изменение системы, т.е. конфликт играет творческую роль. Конфликт способствует укреплению внутренней сплоченности группы, и данную интегративную функцию политические силы часто используют в своей практической деятельности. Иногда специально для сплочения общества создается «образ врага», на который направляется внимание всех членов общества, что действует как предохранительный клапан, направляет недовольство и агрессивность масс на внешнего врага.
Другое по теме:
Политика как общественное явление. Наука о политике. Политика
как вид человеческой деятельности, роль политики в жизни общества
В анализе категории политики обычно выделяют два основных подхода, а именно:
- традиционный, когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;
- социологический, в рамках которого поли ...
Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и
особенности формирования
Наиболее влиятельными формами политического сознания являются политическая идеология и политическая психология.
Политическая идеология как ориентированный на практическую реализацию комплекс идей, система взглядов на власть, государстве ...
Союз 17 октября.
(октябристы), принявший это название в честь царского Манифеста 17 октября 1905 г., который, как считали октябристы, знаменовал собой вступление России на путь конституционной монархии. Организационное оформление партии началось в октябре ...