Политическая элита и политическое лидерство
Страница 2

Другая политика » Понятие и сущность политологии » Политическая элита и политическое лидерство

Лидер - это авторитетный член организации, общества, группы, играющий существенную роль в социально-политических процессах и ситуациях.

Процесс зарождения политического лидерства можно наблюдать на примере стихийно возникшего митинга. Он может начаться на базе спонтанно собравшейся толпы без участия политических лидеров.

Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность.

Лидерство, иными словами, - это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».

Политическое лидерство – это особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. Такая интерпретация применима лишь к демократическим организациям: государствам, партиям и т.д.

4. политический лидер – это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.

Существует 2 формы лидерства:

- формальное (формально-должностной статус, связанный с обладанием властью);

- неформальное (субъективная деятельность по выполнению возложенной социальной роли).

Первый аспект имеет ключевое значение для оценки личности как политического лидера.

Второй аспект – личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту – определяет главным образом лишь получение и сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного или нерезультативного, «хорошего» или «плохого» руководителя.

Характерные черты лидера:

1. Наличие ясной политической программы;

2. Популярность, умение нравиться людям. Харизма;

3. Политическая воля;

4. Ум и политическая интуиция;

5. Организаторский талант;

6. Знание ожиданий и состояния различных политических и социальных групп;

7. Ораторские способности;

8. Физические данные.

Классификация лидеров (типология лидерства):

1. По отношению руководителя к подчиненным:

- авторитарное (единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы);

- демократическое (учет руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их участии в управлении).

2. По легитимации власти:

- традиционные (вожди племен, монархи и т.п.) – их авторитет основан на обычае, традиции; в основе лежит привычка;

- рационально-легальные (рутинные) – это лидеры, избранные демократическим путем; в основе лежит разум;

харизматические – наделенные, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, способностями к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи.

3. По масштабу:

- общенациональный;

- определенного класса, группы, слоя;

4. По стилю лидерства:

- лидер – знаменосец ;лидер – служитель ;лидер – торговец и тд.

Функции лидера:

1. Интеграция общества

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений

3. Защита интересов народа

4. Мобилизация масс

5. Легитимация политического строя.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Личностные качества лидера
Среди качеств лидера, которые правятся электорату, нужно назвать следующее (положительные качества): честность, открытость ума, смелость, находчивость, способность к воодушевлению других, теплый, скромный. Среди качеств, которые не правят ...

Республика Алтай – субьект Российской Федерации. Становление конституционно-правового статуса Республики Алтай. (1989 по 1997 год).
Процессы децентрализации государственного устройства, демократизация российского общества, предопределили на уровне всего российского государства проведение реформ 1989-92 годов, которые в свою очередь заложили законодательные и иные осно ...

Анализ предвыборных кампаний Д.Ф. Аяцкого (1996, 2000гг.)
Проведение выборов различных уровней в нашей стране за последнее время показало, что особо широко в избирательных кампаниях стали использоваться имиджевые установки. Не исключением использование таких технологий стала и саратовская област ...