Размышляя о сущности демократии, нельзя обойти вопрос о ее границах и трудностях, о ловушках, слабости и опасности демократических учреждений. Было бы неправильно говорить обо всем этом, только как об “искривлении” и “отклонении” каких-то “истинных” форм демократии. Надо научиться видеть в недостатках чего бы то ни было продолжение соответствующих достоинств. Так, участие народа придает демократическим формам популистский, поверхностный и “вульгарный” характер. Как говорят, очень часто народ избирает не лучших, а таких, как он сам. Народ нельзя идеализировать, и народ сам знает об этом. Очень часто случается так, что избиратели после завершения голосования считают, что их участие в “политике” уже прекратилось и что надо ждать следующих выборов.
Демократия, как никакая другая политическая форма, несет в себе риск и неопределенность. По – настоящему демократический процесс всегда непредсказуем, и не всегда гарантирует принятие наиболее умных и целесообразных решений. Равно как в условиях рынка не всегда “выиграет” самый полезный для потребителя предприниматель, так и в условиях демократии на выборах часто выигрывают не самые достойные лица, а кое-где и откровенные прохиндеи. Нередко последовательное соблюдение процедур демократии выглядит “издевательством над здравым смыслом”, абсурдом.
Скажем, парламентские слушания могут длиться часами, днями, неделями - и средний гражданин начинает считать все это бессмысленной "говорильней" (кстати, собственно название “парламент” происходит от французского глагола “говорить”), начинает стремиться к «простым» и «эффективным» решениям, “твердой власти”.
В условиях демократии не исключены такие явления, как злоупотребление властью и коррупция. Эти явления существовали задолго до того, как демократия утвердила себя в мировом масштабе. Продолжают они существовать и сейчас, и их существование неоправданно связывают именно с демократией.
Нет оснований говорить, что демократия создает какие-то особые предпосылки для коррупции власти; наоборот, в условиях настоящей демократии возникают основы для ограничения масштаба злоупотреблений, для преследования по закону владетельных преступников (которые в условиях других режимов никогда бы не предстали перед судом).
Границы демократии
Демократия не является средством решения абсолютно всех проблем жизни. Есть такие сферы, где должна доминировать осведомленность и компетентность, а иногда жесткая и конкретная воля одного лица. Это касается, например, военного дела. В 1917 году, после Февральской революции, развал русской армии нашел олицетворение в неограниченной “демократизации”, когда были упразднены воинские звания и чины. Были случаи, когда русские солдаты, лежа под пулеметным огнем, решали путем голосования, продолжать наступление, или следует подождать.
Никакой демократии не может быть в чрезвычайных ситуациях, когда надо молниеносно принять и воплотить в жизнь решение, от которого зависит жизнь и безопасность людей. Такие ситуации предусмотрены в конституциях и законодательстве всех демократических стран. В любом случае надо согласиться, что чрезвычайное положение - состояние временное и ограниченное, после которого восстановление нормального способа существования является необходимостью.
Так же ограничен демократизм в процессе образования и воспитания. К определенному моменту ребенку жестко навязывают воспитательное влияние, несмотря на неистовое сопротивление (вспомните сами собственный опыт). Если же предоставить чрезмерную свободу подопечному, он, не исключено, будет склоняться к тому, чтобы минимизировать свою нагрузку.
Ничем не ограниченная демократия перестает быть настоящей демократией и превращается в общественный беспорядок, который несет в себе преступность, разрушение и другие опасности.
В то же время нет сферы, где определенные элементы и процедуры демократии не давали бы плодотворных результатов. То же военное дело выиграет от коллегиальных способов обсуждения проблем, от привлечения всех, кто может сформулировать свежее и нетрафаретное видение ситуации и путей ее решения.
В демократии ты являешься хозяином только не принятого решения, а относительно принятого – послушным исполнителем. Завершить разговор о ловушках и недостатках демократии следует словами американского политика А.Э. Смита: “Наилучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии”.
Другое по теме:
Пути решения национальной безопасности в РК с
учётом религиозных факторов. Роль
государственных органов в пресечении проявлений терроризма и религиозного
экстремизма
Терроризм и экстремизм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие ...
Демократический режим
Демократические: Франция, Великобритания, Канада, Швеция, Индия.
Антидемократические®Авторитарные: Саудовская Аравия.
Данные страны определены таким образом согласно характерным чертам, присущим, соответственно демократическим и авторит ...
Политическая система Республики Беларусь
Принято считать, что само понятие «система» в научный оборот ввел немецкий биолог Л. фон Берталанфи (1901- 1972) в 20-х годах ХХ в. для обозначения процессов обмена клетки с внешней средой. Он рассматривал систему как целостность, как сов ...