Итак, мы рассмотрели сущность политических манипуляций на выборах.

Методы политических манипуляций постоянно совершенствуются, её роль в современном российском обществе стала огромной. Действие политических манипуляций реализуется не столько в том, что люди голосуют за нужного кандидата, сколько в том, что население вообще воспринимает выборный институт как единственно легитимную и эффективную форму выражения народной воли, признаёт правила игры, установленные правящим режимом, даже если не признаёт легитимность самого режима. Человек, идущий на выборы и искренне надеющийся в их ходе повлиять на жизнь государства, — уже жертва манипуляции, за кого бы он ни ставил свою галочку в бюллетене.

Разумеется, в той или иной форме манипуляция сознанием существовала и существует практически в любой форме общественного устройства любой эпохи.

Исследование механизмов и масштабов политических манипуляций позволяет сказать со всей определённостью: манипулирование в его сегодняшней форме свело действительное участие народа в своей судьбе практически на нет, превратив проявления «воли народа» не более чем в декоративные (неэффективные) выступления.

Средства ПМ неизбежно будут совершенствоваться и развиваться с увеличивающимся ускорением. С одной стороны, это необходимо сегодняшнему российскому политическому режиму как условие его относительно стабильного существования, с другой — это диктуется бурным научно-техническим прогрессом, когда возникают новые формы контроля за личностью и её сознанием (даже такие на первый взгляд безобидные, как сотовые телефоны, кредитные карточки, ИНН, новые формы СМИ и т. д.).

[1] Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. М., 2005. – С. 37.

[2] Фаер С. Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы. М., 2001. С. 73.

[3] Борецкий Р. В бермудском треугольнике ТВ. М., 1998. – С. 28.

[4] Амелин В. Социология политики. М., 1992. – С. 71.

[5] Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник МГУ, сер. 7. – 1990. - № 2. – С. 31.

[6] Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 2004. – С. 61.

[7] Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992. – С. 52.

[8] Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (принят ГД ФС РФ 22.02.2006) // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.

[9] Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 25.07.2006) // Собрание законодательства РФ, 23.05.2005, № 21, ст. 1919.

[10] Богомолова Л. Подводные камни рейтингов // Петербургский избиратель. – 1999. - № 5, 13. – С. 62.

[11] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. – С. 52.

[12] Фаер С. Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы. М., 2001. С. 74.

[13] Гитлер А. Моя борьба. М., 1998. – С. 278.

[14] Богомолова Л. Подводные камни рейтингов // Петербургский избиратель. – 1999. - № 5, 13. – С. 36.

[15] Лисовский С., Евстафьев В. Избирательные технологии: история, теория, практика. М., 2000. – С. 37.

[16] Тимофеевский А. Кампания победы // Коммерсантъ-Daily, 04.06.96.

[17] Ельцин Б. Президентский марафон. М., 2001. – С. 283.


Другое по теме:

Методология исследования национальной безопасности
Сегодня к проблемам нацио­нальной безопасности обраща­ются представители не только социологии, политологии, эко­номики, военной науки, но также представители других наук, исследующих структур­ные и функциональные ком­поненты общей социаль ...

Союз земельных собственников.
омещичья организация для защиты интересов крупного частного землевладения во время Революции 1905-07. После подавления Революции деятельность союза заглохла. Он был воссоздан в ноябре 1916 по инициативе крупного помещика С.Н. Балашова с ц ...

Политические институты.
Обращение к политическим институтам – распространенная в политической науке традиция. В начале ХХ в. под политическими институтами понимались государственные учреждения, партии, бюрократия. Однако уже в середине этого же века политологи о ...