Основой классовой дифференциации общества марксисты считают отличия в отношении больших групп людей к собственности на средства производства. Соответственно, общественный класс понимают как большую группу людей, которая характеризуется особенным отношением к собственности на средства производства, занимает определенное место в системе общественного разделения труда, имеет особенные средства получения и размер дохода [4, с.201].
В западной социологии нет однозначного понимания общественного класса; он может различаться на основе таких показателей, как профессия, уровень образования и дохода, характер имеющейся собственности и тому подобное (в зависимости от позиции того или другого исследователя). Такой подход дает возможность различать сколько угодно любых классов, однако характерным для него является выделение так называемых высшего, среднего и более низкого классов.
В соответствии с марксистским подходом классовую структуру общества с рыночной экономикой (капиталистического) составляют три общественных класса:
1) наемных рабочих, которые не имеют в собственности средств производства и живут за счет продажи своей рабочей силы (рабочий класс или пролетариат);
2) средние и большие владельцы средств производства, которые имеют главным источником дохода дополнительную стоимость, полученную в результате использования наемной рабочей силы (класс капиталистов или буржуазия);
3) мелкие владельцы средств производства, которые живут исключительно или главным образом собственным трудом (мелкая буржуазия). В классовой структуре общества этот класс занимает промежуточное положение между двумя другими классами, поскольку соединяет в себе признаки каждого из них, потому он считается средним и неосновным классом.
Наличие таких трех больших групп людей в обществе очевидно и не нуждается в специальных исследованиях. Другое дело, как толковать роль, особенно политическую, того или другого класса. Не стоит также стремиться избегать употребления немодных в настоящее время слов «пролетариат» и «буржуазия». Хотя они и имеют идеологический оттенок, но возникли задолго до появления самого марксизма. «Пролетариями» в Древнем Риме называли тех, кто принадлежал к свободному, но малоимущему состоянию, а «буржуа» в эпоху феодализма в странах Западной Европы называли свободных жителей городов [4, с.202].
Классы особенную активность обнаруживают во время завоевания и содержания власти в обществе, создания политических организаций, формирования политических сил. В экономически развитом обществе основными социальными группами являются такие, которые по численности и влиянию наибольшие. Они не принадлежат ни к самым богатым, ни к самым бедным. В таком обществе нет материальных полюсов, а наиболее влиятельным оказывается средний класс. В политике он является опорой демократического режима.
Давние мыслители утверждали, что социальным фундаментом страны являются средние классы [3, с.163]. Афинское общество являло собой единство, предопределенное существованием среднего класса. Здесь достигалась внутренняя стабильность, равновесие, конфликты длительное время не доходили к социальным потрясениям. Лишь тогда, когда средний класс составляет большинство населения и способный обнаружить себя как субъект политики, республика имеет твердую основу для существования. Власть богатых - это олигархия, власть бедных - охлократия. Опорой парламентаризма в странах Запада стал средний класс. В нашем обществе с развитием рыночной экономики он тоже формирует новый тип политики.
Другое по теме:
Этнические конфликты как они возникают
В психологии межэтнических отношений исследуются три основные проблемы: как конфликты возникают, как протекают и как их можно урегулировать т.к. они изучаются разными науками, поисками их причин озабочены и социологи и политологи и психол ...
Политическая жизнь средневековья
Средневековое государство не было единым политическим целым. Не было общих законов, общей монеты, общепринятых мер и веса. Крупные феодалы-землевладельцы разоряли страну кровавыми междоусобными войнами. Крупный феодал держал в повиновении ...
Интеллигенция
В глазах интеллигенции мир в еще большей степени горизонтален. В нем вообще отсутствует иерархичность, а отношения между индивидуумами и группами лишены даже малейшего намека на подчиненность. Кроме того, для этого мира нет более значител ...