Достоинства бипартизма

Другая политика » Многопартийность в Украине » Достоинства бипартизма

Эта система придает устойчивость государственной власти, поскольку большинство в парламенте и правительство принадлежат к одной партии. Поэтому они свободны от неизбежных при других системах межпартийных раздоров. Благодаря многолетней работе в качестве правящих, такие партии накапливают необходимый для управления страной опыт. Партия полностью несёт ответственность за свою деятельность, не имея возможности, как при других системах, приписывать свои ошибки партнерам. Оппозиция при бипартизме, как правило, конструктивна, так как она сознает свою ответственность и за прошлое и за будущее своей страны. Данная система функциональна и продуктивна, как двухтактный двигатель. Слабой стороной бипартизма является монополизм двух партий, которые пресекают все попытки других партий попасть в их "семью". Этот факт, и небогатый партийный выбор у избирателей, сращивание правящих партий с госаппаратом рождает у населения апатию к политике.

Своеобразной разновидностью бипартизма является 2,5 - партийная система. Её классический пример - Германия. Ни одна из двух основных, реально претендующих на власть партий не может стать правящей без помощи со стороны третьей, менее крупной и влиятельной. Таким образом, власть получает коалиция из двух партий.

Другие разновидности двухпартийной системы связаны с возрастающим значением мелких политических партий. В Канаде, Австрии, Германии "третьи" партии, например, располагают достаточной силой для того, чтобы действовать в качестве потенциального баланса власти. Они предоставляют избирателям доступную альтернативу, которая делает их важным фактором политической борьбы.

Под многопартийной системой понимается такая система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. В числе разновидностей многопартийных систем выделяют трех- четырех - и пятипартийные системы. Общим критерием для такой классификации многопартийных систем является количество партий в стране, получивших в результате выборов парламентское представительство.

У плюралистической системы много вариантов, в зависимости от того, сколько партий входит в правящую коалицию. Суть ее заключается в том, что большинство в парламенте может сложиться из представителей нескольких партий, оно может быть только многопартийным. Соответственно и правительство может получить поддержку в парламенте, когда в него войдут представители партий большинства.

При кажущейся демократичности, у этой системы масса недостатков. Ни одна из правящих партий не имеет возможности проводить свою политику самостоятельно, а потому и выполнять свои предвыборные обещания. Коалиции в силу своей многосоставности неустойчивы, правительственную власть преследуют кризисы. Так, в послевоенный период в Италии сменилось более пятидесяти правительств.

В целом же многопартийность, как политическое явление, вырождается в двухпартийность. В случае трёх и более партий образуются блоки, из которых один становится правящим (побеждает на выборах), а другой остаётся в оппозиции, получая какой-то кусочек власти и связанных с нею жизненных благ. Побежденная партия не сходит со сцены. Она остается в качестве лояльной оппозиции, рассчитывая в следующий раз выиграть соревнование. К тому же её просто невозможно ликвидировать, если бы победитель и захотел, так как у неё есть корни в обществе.

Наконец, ядро партии есть своего рода предприятие, поставляющее политические услуги. Оно существует по общим законам политического рынка. Сведение многопартийности к двухпартийности, а последней - к компромиссу победителя и побеждённого отражает общую тенденцию рынка к концентрации и укрупнению предприятий.

Как видим, партийная система есть сложное образование. Есть основания включать её в число элементов государственности в одном ее аспекте - парламентские партии, и в число элементов гражданского общества - внепарламентские объединения добровольцев. Тут мы имеем характерный пример многомерности политических феноменов. Во всяком случае, партии суть часть механизма, с помощью которого государственность смыкается с гражданским обществом и с телом страны в целом.

Итак, власть при любой партийной системе принадлежит ограниченному числу партий, и реальные возможности участвовать в парламентской деятельности имеют немногие партии. Законодательство многих стран установило т. н. 3- 4- 5 -7 % порог. Такой процент голосов избирателей должны набрать партии на выборах для получения депутатских мест; существуют и другие ограничения, препятствующие проникновению в парламент мелких партий. Партийные системы, следовательно, соединяют демократические и олигархические начала.

Вообще же реальное функционирование любой системы или политического режима невозможно без совокупного учёта его достоинств и недостатков. Невозможна его стабильность и преемственность. Устранение такого рода "дефектов" приводит, как правило, к дефектам еще худшего сорта, в частности - к укомплектованию системы власти случайными людьми и дилетантами, которые превосходят своих предшественников по всем их недостаткам, уступая, однако, им в профессионализме управления. Примером на этот счёт может служить ситуация в странах нынешнего СНГ.


Другое по теме:

Политические элиты
На протяжении долгого времени против понятия «политическая элита» выступали политологи самых разных направлений, но тем не менее это понятие ныне прочно утвердилось в социологической и политической литературе. “Теория элит стала активно ...

Исследование политических элит
Элита – это те люди, которые в силу своего стратегического положения, занимая руководящие должности в государственных и частных организациях, достаточно влиятельны для того, чтобы от них зависело принятие решений и национальная политика. ...

Функции политических лидеров
Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, ...