Политические партии являются важным политическим институтом (формой организации и регулирования общественной жизни). Это вторичный субъект политики, поскольку политические партии (в современном значении слова) возникают в результате сознательного объединения людей в организацию для достижения политических целей.
Первоначальное значение слова партия – часть, группа, как часть целого. На протяжении веков менялось значение слова партия, и менялись, усложнялись явления, предшествующие современным политическим партиям.
В предельно широком смысле слова можно сказать, что партия – это часть населения, политически определённым образом сориентированная (занимающая по каким-то политическим вопросам сходные позиции).
Неразвитые, становящиеся формы, предшествовавшие современным, называют протопартиями. Ещё у Аристотеля можно найти слова о партии горы и партии долины (частях населения города, государства, солидарно выступающих за определённые политические решения), В Древнем Риме сталкивались в борьбе патриции и плебеи. В Италии 12–15 веков – гвельфы и гибеллины, сторонники и противники политического влияния папы римского. В Англии 17–18 веков – кавалеры и крутоголовые. В США 18 века – федералисты и республиканцы.
По Максу Веберу в своём развитии партия как политический институт прошла три основных этапа: котерии (аристократические группировки), политические клубы и современные массовые партии.
Котерия – аристократическая группировка, борющаяся за перераспределение государственной власти в свою пользу и выражающая интересы лишь самой себя, своих членов.
Политические клубы. Это уже организации, участники которых выражают интересы различных частей населения, социальных групп. Но это локальные организации, не объединённые в масштабе всего государства.
Политические партии современного типа возникают тогда, когда клубы, кружки и другие организации объединяются в комитеты национального масштаба. В пример часто приводят Республиканскую и демократическую партии США, национальные комитеты которых возникли в 1856 и 1858 годах. Многие считают, что это первые политические партии современного типа.
Партия политическая – это добровольный союз, относительно высоко организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа (каких-то социальных групп) и ставящая своей целью их защиту и обеспечение путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении. Партия действует на основе детально разработанной программы.
Социологическое понятие партии надо отличать от юридического. В современной Украине множество организаций, зарегистрированных как политические партии, на самом деле не представляют ничьих интересов, кроме влиятельного патрона и его клиентов – клиентелы)
Структура партии: руководство, лидеры, функционеры, рядовые члены, сторонники. Электорат партии – часть населения, избиратели, которые за неё голосуют.
Партии – политический институт, играют в жизни общества, в политической системе важную роль, осуществляют функции. Функции политических партий:
• Представительские (репрезентативные): выражают, формулируют, отстаивают интересы социальных групп
• Идеологическая – разработка идеологии, системы ценностей
• Пропагандистская – пропаганда идеологии, идеологическая борьба формирование общественного мнения
• Политические – борьба за государственную власть, использование её
• Политическое рекрутирование – подбор, фильтрация, подготовка кадров для самой партии, элиты, государства
• Политическая социализация – воспитание, активизация, объединение групп населения, индивидов
• Участие в формировании политической системы
• Посредничество между государством и массами
Другое по теме:
3
Дайте определение понятию «либеральная демократия», после чего проанализируйте (вкратце), можно ли считать Государство Израиль либеральным и демократическим?
Либера́льная демокра́тия
(другое название — полиа́рхия
) являет ...
Политические технологии
лидеров
Популярной во всем мире политической технологией является такой ее вид как политический маркетинг
. Он появился в США немногим белее полувека назад когда, Д. Эйзенхауэр первым из лидеров прибег к услугам рекламного агентства, для организа ...
Государственная система организации средств массовой информации на примере
Франции
Основные расходы на организацию СМИ во Франции берет на себя государство. Установление подобной модели происходило во времена президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду. Обосновывалась она теоретическим доводом, что в многопартийной, плюралис ...